Интернет-магазин

Новости

15 июня 2017г.
ВНИМАНИЕ: С 3 по 30 июля магазин будет закрыт.
29 декабря 2015г.
Перейти в интернет магазин
29 декабря 2015г.
График работы в Новогодние праздники

Контактные данные

Телефон: (812)7196030

Адрес: Чайковского 63 во дворе

График работы: Будние дни с 11.00 до 19.00 Суббота с 12.00 до 17.00 Воскресенье — выходной

Электронная почта:
 
Главная О фехтовании

Фехтoвание — все, чтo вы хoтели знать и не тoлькo, спoртивнoе фехтoвание у нас на сайте

Из истории фехтования…

История фехтования в России

Спортивное фехтование

Истрия оружия:

Шпага

Рапира

Сабля

Из истории фехтования…

                                          «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их.

                                                    Необходимость тронуть противника, избегая его ударов,

                                                    что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным,

                                                    ибо к глазу, который видит и предупреждает

                                                    к рассудку, который обсуждает и решает,

                                                     к руке, которая выполняет,  необходимо прибавить

                                                     точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.»

                                                                                                                              Мольер

Фехтование – удивительный, необыкновенно красивый, изящный и романтичный вид спорта. Но фехтование – это и древнее боевое искусство, прекрасное и смертельно опасное.

История фехтования уходит вглубь веков. Еще у народов древней Индии существовала Cвятая книга о принципах упражнений с оружием. В те времена в Японии и Китае было распространено обучение фехтованию на бамбуковых палках. В Древнем Египте тоже широко пользовался такой вид упражнений с оружием. Египетские воины фехтовали на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье невооруженной руки тремя ремнями, выступала в роли щита для отражения ударов противника. Судя по барельефу в храме Медине Абу (Верхний Египет), построенном Рамзесом III в 1190 году до нашей эры, соревнования по фехтованию начали проводиться примерно за 4 столетия до первых Олимпийских игр. У одного из бойцов, изображенных на барельефе, лицо прикрыто своеобразной «маской» в виде защищающего глаза валика, прикрепленного к голове.

В Древней Греции и Римской Империи фехтование получило широкое распостронение, как зрелищное искусство. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. В Римской империи преподаватели, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в армии. В Римской империи преподаватели обучали воинов секретам обращения с холодным оружием. Гай Юлий Цезарь, известный как большой поклонник боевых единоборств, разработал специальные «фехтовальные» правила для своих воинов.

В Средние века фехтование стало считаться непременным элементом воспитания рыцаря и дворянина, средством превращения мальчика в благородного мужчину и мужественного солдата. Оно носило ярко выраженный классовый характер: им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств.

Фехтование считалось одной из «семи благородных рыцарских страстей», простолюдины сражались на обычных палках, обитых железом, и алебардах. Получают широкое распростронение те виды оружия, которыми можно было наносить колющий удар в отверстия или щели в латах. Именно по этой причине стали сужать острие клинка у меча, что в результате ряда модификаций привело к появлению шпаги, со временем полностью вытеснившей меч из боевого арсенала, и зарождению фехтовального искусства, т.е. искусству обращения с более легким по весу и колющим (или колюще-рубящим) оружием, искусству, основанному не на физической силе, а на технике и тактике единоборства.

Родиной фехтования считается Испания, именно там зародилось фехтование, как искусство владения шпагой и рапирой. Там в свое время началось производство знаменитых толедских клинков, отличавшихся легкостью и прочностью. Там же, – а позже и в других европейских странах – получили распространение дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании вышли и первые книги по истории фехтования. В Испании, а также Италии, Франции и Германии начинают складываться основы национальных школ владения шпагой. Около 1470-х г. в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы.

В XVII веке новым центром мирового фехтования становится Франция, где на первый план выходит система работы с колющей шпагой: в итальянской школе она использовалась и как рубящее оружие. Французские мастера усовершенствовали технику и методику обучения, ввели ряд принципиальных новшеств, способствовавших развитию и спортивного фехтования тоже (одно из главных – защитная маска). закладываются основы нового направления в искусстве владения холодным оружием. В 1570 А.Сен-Дидье предложил свою систему обозначений для основных фехтовальных движений, большинство этих терминов используются по сей день, а французский язык по-прежнему остается «официальным» языком фехтования.

К нач. XVIIIв. в разных странах складываются несколько общемировых школ, главные среди них – итальянская и французская, помимо всего прочего, подарившие фехтовальному миру «итальянскую» и «французскую» рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке фехтование формируется как вид спорта. Наиболее активно спортивное фехтование развивается во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии. В конце XIX века были впервые проведены соревнования по фехтованию в современной их трактовке.

9 ноября 1913 года в Париже представителями национальных федераций Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии и чешского фехтовального клуба «Ригель» было провозглашено создание Международной Федерации Фехтования FIE (Federation Internationale d*Escrime). ФИЕ в июне 1914г впервые определила международные правила фехтования, а в 1919г. вышло первое издание «Правила соревнований ФИЕ», которые и сегодня определяют весь ход соревнований.

Фехтование – один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад. Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Борьба шла на рапирах и саблях только среди мужчинн. Сильнейшим среди рапиристов стал француз Ю.-А.Гравелотт, среди саблистов – грек И.Георгиадис. Первыми видами соревнований на Играх в Афинах было личное первенство. С 1904 на Олимпийских играх разыгрывается командное первенство по фехтованию на рапирах (первые чемпионы – команда Кубы), с 1906 – на саблях (Германия). Были также добавлены в программу соревнования на шпагах: с 1900 – личные (Р.Фонст, Куба), с 1906 – командные (Франция).

В 1924г. Впервые в олимпийских соревнованиях по фехтованию, приняли участие женщины (рапира), где победительницей стала датчанка Э.Осиер. Командные состязания на рапире включены в программу в 1960 (первые чемпионы – спортсменки из СССР). С 1996 женщины соревнуются также в фехтовании на шпагах (в Атланте первенствовали француженки: и в командном, и в индивидуальном зачете – Л.Флеззель). На Олимпийских играх-2004 в Афинах впервые проведены соревнования среди саблисток в индивидуальном зачете (победила М.Загунис, США).

До 1956 года на олимпийских играх наилучших результатов добивались фехтовальщики Венгрии, Италии и Франции, были безусловными фаворитами олимпийских соревнований – и мирового фехтования в целом. Среди них знаменитый итальянский мастер Недо Нади, получивший золотые награды в состязаниях на рапирах (1912 и 1920г.г.) и на саблях (1920г). Он единственный в истории фехтования завоевал 5 золотых медалей на одних играх в личных соревнованиях — на рапирах и саблях и в командных — на рапирах, саблях и шпагах.

Другой итальянский фехтовальщик Эдоардо Манджаротти — обладатель самой большой олимпийской коллекции наград. Он выступал с 17 до 42 лет, завоевал 13 олимпийских медалей (6 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые).

Аладар Геревич — венгерский саблист, участник шести Олимпиад с 1932 по 1960г.г. Последнюю свою золотую медаль он получил в 50 лет.

Венгерский фехтовальщик Рудольф Карпати, участвуя в четырех Олимпиадах, завоевал 6 золотых медалей. В конце 1950–1960-е у них появились серьезные конкуренты, прежде всего в лице спортсменов из СССР, Германии, Польши.

Сегодня Международная Федерация Фехтования объединяет коло 100 национальных федераций. В последние годы расширяется состав стран-участниц Первенств мира и Олимпийских игр, увеличивается количество международных турниров, улучшаются оружия и снаряжения, конструкции электрофиксаторов уколов, растет мастерство спортсменов. Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья. Не смотря на то, что основным направлением направлением фехтования сегодня является спортивное, в зависимости от ситуации и цели применения, различают боевое фехтование, сценическое или театральное фехтование, национальное фехтование, и имеющее возрастающую популярность историческое фехтование, где используются техника, копии реального боевого оружия разных эпох – Античности, Средневековья, — воссоздаются костюмы прошлых лет.

Фехтование – это огромный интересный мир. Его принято считать cпортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эcтетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.

В начало статьи

В начало страницы

 

 

 

История фехтования в России

В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVII века, когда ПетрI сделал фехтование непременным занятием для придворных и ввел в военных и гражданских учебных заведениях обязательным предметом «Рапирную науку». В начале XIX века в России разрабатываются первые «Правила искусства фехтования на штыках» (1834г.).

Фехтование на рапирах впервые использовано для подготовки офицеров армии и флота в 1701 году в Московской школе математических и навигацких наук, преподавалась «рапирная наука» и в открытой в 1719 году в Петербурге Морской академии наук, а в 1732 году она вводится как обязательный предмет обучения в военном кадетском корпусе. В 1816 году в Петербурге открывается первая фехтовальная школа по подготовке инструкторов и учителей. Фехтование начинает развиваться не только в Петербурге и Москве, но также в Смоленске, Риге, Вильно, Томске, Севастополе, Омске.

Во 2-ой половине XIX века спортивное фехтование среди офицеров русской армии получает более широкое распространение. В октябре 1855 года в Петербурге открывается фехтовально-гимнастический зал отдельного гвардейского корпуса. Это первое в России спортивное фехтовальное общество с официально утвержденным положением и уставом. В 1860 году состоялся первый официальный чемпионат России по фехтованию. В нём приняли участие офицеры и несколько учеников фехтовальных школ. К соревнованиям допускались только офицеры. Одним из важнейших событий фехтовальной жизни в России являлись соревнования на императорские призы.

Был организован и первый фехтовальный турнир военных училищ в апреле 1908 года в Одессе. В его программу впервые в России были включены соревнования по фехтованию на шпагах.

С 1899 по 1916 года по инициативе Петербургского атлетического общества проводились ежегодные первенства России по фехтованию на рапире и эспадроне.

В 1910 году российские мастера клинка впервые вышли на международную арену. Саблисты П.Заковорот и Ю.Мишо выступили на крупных международных соревнованиях в Париже, причем Заковорот занял 3-е место, а Мишо — 5-е. Через два года состоялся олимпийский дебют отечественного фехтования. Однако на Играх в Стокгольме русские фехтовальщики не смогли добиться успеха.

После революции 1917 года наши фехтовальщики оказались в ситуации международной изоляции, но по всей стране началось широкое распространение этого вида спорта

В 1918 году были открыты первые советские курсы гимнастики и фехтования для командного и рядового состава Красной Армии, а также Советская военная гимнастическо-фехтовальная школа в Петербурге. Через год в Москве открылась Главная военная школа физического образования трудящихся. Эти учебные заведения готовили специалистов и тренеров фехтования, а также заложили основы техники и методики. В эти годы появилось несколько сильных фехтовальщиков, среди которых братя Борис и Виталий Аркадьевы, оставивших свой след в истории советского фехтования. Виталий Андреевич стал одним из основоположников отечественной фехтовальной школы, выпустил десятки мастеров высшего класса.

В начале 20-х годов в различных городах страны стали создаваться кружки любителей фехтования, проводились городские и региональные турниры, создана Всесоюзная секция фехтования

30 ноября 1924 года принято считать днем основания советского спортивного фехтования. С 1928 года в рамках I Всесоюзной спартакиады состоялся первый чемпионат СССР, в котором приняли участие 110 спортсменов из 13 республик, городов и районов. Список чемпионов страны открыли рапиристы Константин Фельдман и Екатерина Лопатина, саблист Юрий Мордовин, а также А.Нечаев, выигравший турнир по фехтованию на винтовках с эластичным штыком.

В этот период в институтах физической культуры организовываются кафедры фехтования, которые начинают готовить квалифицированных преподавателей и тренеров. В 1935 году в Ленинграде создается первая детская спортивная школа по фехтованию. Несколько позже подобные школы открываются в Москве, Ростове, Харькове и других городах. В том же году в Ленинграде проходит второй чемпионат СССР, а с 1938 года такие соревнования становятся ежегодными (за исключением 1941-го и 1942 военных лет).

До 1938 года чемпионы СССР определялись лишь в четырех дисциплинах: фехтовальщики разыгрывали первенство в трех видах оружия — рапире (мужчины и женщины), сабле и винтовке с эластичным штыком. Но с 1938 года сильнейшего стали определять и шпажисты. Первым чемпионом СССР в этом виде стал Владимир Вышпольский, который позже еще три раза становился сильнейшим шпажистом страны. Кроме того, он стал шестикратным чемпионом СССР в фехтовании на рапирах, также шесть раз выиграл турниры саблистов и четырежды был лучшим в ныне исчезнувшем многоборье, — где, как видно из названия, медали вручались за наибольшее мастерство, проявленное во владении всеми видами оружия.

После Великой Отечественной войны советские спортсмены стали более активно контактировать с зарубежными соперниками. Однако фехтовальщики в этом плане оказались в арьергарде советского спорта. Лишь в 1951 году они провели совместный учебно-тренировочный сбор с одной из сильнейших в мире фехтовальных сборных — Венгрии.

Всесоюзная секция фехтования СССР вошла в состав Международной Федерации Фехтования в 1952 году, вследствие чего наши мастера получили возможность выступать на всех международных соревнованиях, проводимых под эгидой этой организации.

В этом же году, СССР приняли участие в Олимпийских играх в Хельсинки. В преддверии этого события советские спортсмены провели сборы в Москве и Будапеште со спортсменами из Венгрии. Эти поединки показали недостатки советских спортсменов перед лучшими бойцами мира.

Фехтовальщики Советского Союза принимали участие в Олимпийских играх с 1952 по 1988г.г. В Хельсинки (1952г.) ни один советский фехтовальщик ни в одном из видов оружия не сумел попасть в заветную шестерку. Но получив возможность встречаться с сильнейшими зарубежными маэстро, наши фехтовальщики всего за несколько лет сумели прорваться в элиту этого вида спорта. Уже в 1955 году на Международных дружеских спортивных играх молодежи в Варшаве рапиристы Марк Мидлер и Надежда Шитикова выиграли золотые медали. В том же году наши фехтовальщики впервые поднялись на мировой пьедестал почета. На чемпионате мира в Риме (Италия) бронзовые медали завоевала команда саблистов, за которую выступали Леонид Богданов, Лев Кузнецов, Марк Мидлер, Яков Рыльский, Давид Тышлер и Евгений Череповский.

А еще спустя год в СССР появляются и призеры Олимпийских игр. На Играх XVI Олимпиады в Мельбурне советская команда саблистов (Кузнецов, Рыльский, Тышлер, Череповский, Богданов) вновь заняла третье место, а Лев Кузнецов прибавил к этому успеху еще и бронзовую медаль в личном первенстве. А немногим ранее, в Лондоне, на командном чемпионате мира среди рапиристок (в то время в программу рапиристок на Олимпиаде входили лишь личные соревнования) сборная СССР, в составе которой выступали Тамара Евплова, Эмма Ефимова, Александра Забелина, Валентина Растворова, Надежда Шитикова и Виветта Ягодина, выиграла титул сильнейшей команды планеты.

А еще через год, на чемпионате мира в Париже, нашим фехтовальщицам покорилась и личная вершина — чемпионкой стала Александра Забелина. Там же сборная саблистов (Кузнецов, Рыльский, Тышлер, Череповский и Леонид Лейтман) получила серебряные медали, вторым стал и Марк Мидлер в личном турнире рапиристов.

1958 год вновь поднял престиж отечественного фехтования на новую высоту. По итогам очередного чемпионата мира, состоявшегося в Филадельфии (США), именно сборная СССР была провозглашена сильнейшей командой мира. Золото и серебро в турнире рапиристок получили Валентина Растворова и Эмма Ефимова. Они же стали чемпионками и в командном первенстве — вместе со своими подругами по сборной Галиной Гороховой, Александрой Забелиной и Валентиной Прудсковой. И в личном турнире саблистов на счету сборной СССР золотая (Яков Рыльский) и серебряная (Давид Тышлер) медали. Серебро получили наши саблисты и в командном турнире, где вместе с Тышлером и Рыльским сражались Лев Кузнецов и Умяр Мавлиханов. Также второй стала и мужская команда рапиристов, в которую входили Марк Мидлер, Юрий Рудов, Герман Свешников и Юрий Сисикин. И, наконец, впервые в истории на пьедестал почета поднялся советский шпажист. В личном турнире бронзовую медаль выиграл Арнольд Чернушевич. В 1959 году Всесоюзная секция фехтования была переименована в Федерацию фехтования СССР.

Сборная СССР более 20 лет не уступала общекомандного первого места на Чемпионатах мира.

С распадом Советского Союза многим показалось, что из мирового фехтовального спорта выбыла одна из сильных команд, ведь место одной команды на международной арене заняли команды из пятнадцати стран. Многие спортсмены стали выступать за команды других государств.

В 1991 году была образована самостоятельная Федерация фехтования России (ФФР), ставшая преемницей Федерации фехтования СССР. В общероссийскую спортивную общественную организацию «Федерация фехтования России» (ФФР) входят 35 региональных организаций. ФФР признана Международной федерацией фехтования (FIE) и Олимпийским комитетом России (ОКР) единственной организацией, обладающей правом представлять отечественное фехтование во всех государственных органах и общественных организациях России, международном спортивном и олимпийском движении, а также правом координировать развитие фехтования на территории Российской Федерации Первым президентом ФФР стал Давид Тышлер.

Российские фехтовальщики переняли лучшие традиции советской фехтовальной школы, в том числе и место на Олимпе. На Олимпийских играх 1996 года в Атланте они получили 4 золотые медали, а через четыре года в Сиднее — 3.
Впрочем, нельзя сказать, что ситуация была совсем безоблачной. Так, в промежутке между Олимпиадами в Атланте и Сиднее в течение трех чемпионатов мира на счету нашей сборной появилась всего одна медаль высшей пробы. Было ясно, что перемены необходимы. И в 2001 году Федерацию фехтования России (ФФР) возглавил известный промышленник и предприниматель Алишер Усманов. С его приходом удалось решить самую главную на тот период проблему — финансовую. Фехтовальщики смогли сосредоточиться на тренировках и выступлениях. И результат не замедлил сказаться.

ХХI век пока что можно смело называть «российским» периодом в мировой фехтовальной истории. Наши мастера выиграли на шести чемпионатах мира и двух Олимпиадах ХХI века 22 золотые награды, и в том числе — повторили рекорд великой сборной СССР, шесть раз поднявшись на верхнюю ступень пьедестала почета на чемпионате мира в Лиссабоне в августе 2002 года. А годом раньше, в Москве, в рамках празднования 300-летия отечественного фехтования сборная России, за которую выступали Дмитрий Шевченко и Светлана Бойко (рапира), Станислав Поздняков и Елена Нечаева (сабля), Павел Колобков и Татьяна Логунова (шпага), одолела в товарищеском матче сборную мира — 60:58.

Правда, олимпийский 2004-й год не стал самым успешным в нашей истории. Всеми ожидаемого триумфа на Играх в Афинах не произошло. И, тем не менее, во всех видах оружия российские спортсмены оказались на пьедестале почета или рядом с ним, а женская сборная России по шпаге (Карина Азнавурян, Оксана Ермакова, Татьяна Логунова, Анна Сивкова) завоевала олимпийское золото.

В начало статьи

В начало страницы

 

Спортивное фехтование

Спортивное фехтование — вид спорта, объединяющий три дисциплины: рапира, шпага, сабля. Главная цель спортивного состязания — нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени.

 

 

Оружие.

Соревнования проводятся в трех видах оружия – шпага, рапира, сабля. Фехтовальное оружие состоит из клинка, гарды, (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена), прокладки, рукоятки, гайки. На острие клинка крепится специальный защитный наконечник. Оружие бывает тренировочное: не электрофицированное, и электрическое. Электрическое оружие с помощью специального провода, проходящего под курткой спортсмена, крепирся к прибору, фиксирующему уколы, к гарде прикрепляется разьем-двойник (рапира) или тройник (шпага) для шнура. Клинок проклеивается проводом, на острие оружия одевается железный наконечник с кнопкой.

Спортивная шпага, это оружие общей длиной не более 110 см, длинна клинка 90 см и весом до 770 г, кисть руки защищена гардой диаметром 13,5 см, колющее оружие с гибким стальным клинком трехгранного сечения.

Спортивная рапира, это оружие общей длиной до 110 см, длинна клинка 90 см, и весом до 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см, колющее оружие с четырехгранным гибким стальным клинком.

Спортивная сабля, это оружие длиной до 105 см, длина клинка до 88см, весом до 500 г, колюще-режущее оружие со стальным эластичным клинком трапецевидного переменного сечения. Гарда сабли имеет дужку, соединяющуюся с рукояткой. Клинок сабли не проклеивается и сабля не имеет наконечника

 

 

Поражаемая поверхность.

В поединках на шпаге защитываются уколы острием любой части тела соперника, кроме не защищенного маской затылка.

В поединках на рапире защитываются уколы острием только в торс соперника спереди и сзади (выше пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются.

У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая торс (выше пояса), руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается.

В бою рапиристов и саблистов судья может засчитать и укол, нанесенный вне зачетной зоны, – в случае, если защищающийся спортсмен намеренно прикрыл поражаемую поверхность какой-либо «непоражаемой» частью тела (например, ногой). Правилами запрещено также намеренно касаться оружием любой проводящей поверхности (включая собственный костюм), чтобы вызвать «ложное» срабатывание регистрирующей системы – и тем самым избежать укола со стороны соперника.

 

 

Экипировка фехтовальщика.

Экипировка фехтовальщика включает в себя защитный костюм белого цвета, состоящий из куртки (колет), и брюк по колено на подтяжках. Ткань костюмов выдерживает удары до 800 ньютонов. Такие костюмы одобрены FIE и используются на международных соревнованиях. Для тренировок достаточно костюмов, ткань которых выдерживает силу удара в 350 ньютонов. На ноги одеваются длинные белые носки – гетры и специальная фехтовальная обувь, отличающаяся от обычных кроссовок усиленным носком, усиленной пяткой и плоской подошвой. Обувь бывает низкая и высокая – для фиксации голеностопа. Голову защищает маска с металической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. Маски шпажистов имеют сетку изолированную изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом, воротник маски изготавливается из ткани, имеющей сопротивление к перфорированию в 1600 ньютонов или 350 ньютонов для тренировок. Маски рапиристов эдентичны шпажным маскам, но имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски не изолирована. Она должна гарантировать электропроводность. Воротник сабельной маски и вся обшивка выполняются из электропроводящего материала. На вооруженную руку фехтовальщик одевает перчатку. Сабельная перчатка имеет токопрповодящий манжет.

Под костюм фехтовальщики надевают защитные набочники, также как и костюмы, выдерживающие удары до 350 или 800 ньютонов. Для более надежного избежания синяков и повреждений на грудь, под набочник одевается пластиковая мужская и женская защита.

Поскольку у шпажистов все тело является поражаемой поверхностью, они не носят поверх костюма металлизированных одежд, вышеперечисленной экипировки достаточно.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а саблисты куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.У саблистов голова входит в поражаемую поверхность, поэтому их маска находится с курткой в электрическом контакте, с помощью щипа.

При нанесении укола (или – у саблистов – удара) в куртку на регистрирующем аппарате (электрофиксаторе) загорается цветная лампочка: в случае, если все было сделано в соответствии с правилами, этот укол (удар) засчитывается и нанесшему его спортсмену присуждается очко. При нанесении укола вне зачетной зоны на аппарате, загорается белая лампочка. Через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой.

Перед началом боя наравне с оружием спортсменов проверяется и их экипировка.

 

 

Поединки.

Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой. На фехтовальной дорожке (поле боя) наносятся 5 линий перпендикулярных её длинне. Центральная линия, Две линии начала боя, расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии, Двух линий задних границ, на расстоянии в 7 м от средней линии. Так фехтовальщик, находясь перед началом боя в 2 м от центра имел 5 м для отступления 5 м. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов.

Долгое время фиксация уколов осуществлялась сугубо визуально четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по 4 стороны от фехтовальной дорожки. В 1936 были впервые введены правила, по которым уколы в поединках шпажистов стали регистрироваться при помощи электрофиксатора. В 1957 подобная система введена в соревнованиях на рапирах, а в 1988 – на саблях.

Электрофиксатор сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на его стороне раздается звуковой и зажигается световой сигнал. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные — белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.

Чтобы электрофиксатор зарегистрировал укол рапирой и шпагой, давление на наконечник оружия должно составлять, соответственно, не менее 4,9 Ньютона (500 гр) и 7,35 Ньютона (750 гр), а удар саблей, по правилам, должен быть доведен до конца: простое касание оружием зачетной зоны очков не приносит.

Перед началом поединка соперники встают на линии исходной позиции, повернувшись друг к другу боком – так, чтобы одна нога была впереди другой (за линией исходной позиции), – направив оружие в сторону противника и отведя свободную руку назад. Поединок начинается по команде судьи – и продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стой!» или не раздастся специальный сигнал, возвещающий об истечении времени боя (раунда). Возобновляется поединок тоже только по команде судьи.

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: «Ан гард!» — «К бою!», затем задает вопрос: «Эт ву прэ?» — «Вы готовы?» Получив ответ, судья командует: «Алле!» В случае остановки боя дается команда «Альт!» — «Стой!». Присуждение очков сопровождается словами: «А друат» — «Направо», «А гош» — «Налево» или «Ку дубль» — «Обоим». Недействительный удар обозначается фразой «Па конте» — «Не считать».

В случае начисления очка соперники возвращаются на исходные позиции, а при остановке боя без присуждения укола возобновляют его с того места, где он был остановлен.

В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними. Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка). При ничейном – к моменту окончания боя – счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола. Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.

В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы. Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков. При этом первый бой заканчивается по достижении одной из сторон результата в 5 очков, второй – 10 и т.д. до 45 очков

Спортсмен, который первым начал нападение, считается атакующим, – соответственно, фехтовальщик, отбивший клинком оружие, считается защищающимся. По правилам, при одновременно завершаемых соперниками уколах/ударах преимущество имеет атаковавший. Приоритет действия попеременно переходит от одного соперника к другому. Когда электрофиксатор сигнализирует о нанесении укола (или удара) в поражаемую поверхность, рефери засчитывает его (если было соблюдено право атаки) или аннулирует (если приоритет был нарушен). При взаимных уколах (ударах) судья – в зависимости от ситуации – или засчитывает его одному из участников или аннулирует оба попадания.

Любой фехтовальный бой – это, прежде всего, взаимодействие клинков соперников с множеством тонких, хитроумных движений и приемов, что принципиально отличает фехтование от единоборств с применением тяжелых видов оружия. Если невозможна прямая атака, необходимо «нейтрализовать» оказавшееся на пути оружие соперника, например, используя перенос (нападение с обведением острия неприятельского клинка). Точно так же ликвидировать угрозу со стороны противника можно не только уклонением, но и силовым воздействием на его клинок, например, отбивом.

Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д.

После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.

В современном фехтовании в зависимости от вида оружия существуют различия в правилах, технике и тактике, которые во многом связаны с историей их происхождения. Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары – в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Шпага – дуэльное по происхождению оружие. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Самые «щадящие» условия борьбы у рапиристов. Ведь рапира и создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Понятие «тактической правоты» тоже возникло из практических потребностей тренировочного боя, готовившего человека к реальным боевым единоборствам: прежде, чем провести собственную атаку, надо отразить нападение противника.

 

 

Штрафы.

Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения – в сторону нарушившего спортсмена.

Если он допустил заступ позади себя, ему присуждается штрафной укол. Может быть и незасчитанный укол (если он был нанесен сопернику со «сменой руки», т.е. с перекладыванием оружия из одной руки в другую, или с каким-то другим нарушением).

Не допускается атака бегом, намеренный контакт телом, толчок соперника, поворот к нему спиной, удар оружием по поверхности площадки, защитные и атакующие действия свободной рукой. Запрещено снимать защитный наконечник с оружия, пытаться чинить оружие и совершать какие-либо иные действия с ним без предварительного разрешения судьи. Нельзя самовольно покидать площадку до окончания боя, снимать маску, пока не последует команда «Стой!», и т.д.

При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол. Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка.

В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется.

 

 

Олимпийские игры

Сегодня на Олимпийских играх страна может быть представлена 16 фехтовальщиками (мужчины и женщины) и двумя запасными.

В программу современных соревнований входит личное и командное первенство среди мужчин и женщин, разыгрываемое в трех видах оружия: рапира, шпага, сабля.

Программа соревнований по фехтованию на Олимпийских играх в настооящее время включает 10 номеров (6-личных) – среди мужчин, по рапире, по сабле, по шпаге, среди женщин, по рапире, по сабле, по шпаге., и (4 командных) — среди мужчин, по рапире, по сабле, по шпаге, среди женщин, по шпаге.

Программа соревнований по фехтованию среди взрослых и для юниоров на Чемпионатах мира включает 12 видов соревнований (6 – личных и 6 — командных) – среди мужчин, по рапире, по сабле, по шпаге, среди женщин, по рапире, по сабле, по шпаге. Программа для кадетов включает в себя 6 видов личных соревнований – среди мужчин, по рапире, по шпаге, по сабле, среди женщин, по рапире, по сабле, по шпаге.

 

В начало статьи

В начало страницы

 

 

 

 

 

Статьи подготовлены по материалам сайтов:

1. Международные правила проведения соревнований по фехтованию

2. Википелия (www.wikipedia.org)

3. Сайт Федерации Фехтования России (www.rusfencing.ru)

4. СДЮШОР по фехтованию «Спартак» (www.spbspartak.ru)

5. Фехтование: актуальная информация и новости (www.malleus.ru)

 



Метки

Корзина пуста
Перейдите в каталог, выберите требуемый товар и добавьте его в корзину.